Рабочая программа курса «Эрудит. Русский язык с увлечением»
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы
Е.Б. Докторовой, Н.С. Касель [и др.] «Эрудит. Русский язык с увлечением.
Наблюдаю, рассуждаю, сочиняю… 4 класс».
Программа данного курса представляет систему обучающих и развивающих
занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В
4 классе 34 часа (1 час в неделю).
Обоснованность.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения
мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того
чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка
должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом
– инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка.
Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный
период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью. И уже в начальной
школе перед учителем стоит задача научить детей анализировать, сравнивать и
обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами и
явлениями не только конкретного, но и абстрактного мира.
Важнейшей задачей современной системы образования является
формирование совокупности универсальных учебных действий, и внеурочная
деятельность, будучи составной частью учебно – воспитательного процесса в
школе, представляет огромные возможности для всестороннего развития личности
младшего школьника. Особое внимание при этом уделяется интеллектуальному
развитию обучающихся. Рабочая программа внеурочной деятельности «Русский
язык с увлечением. Эрудит» реализует общеинтеллектуальное направление во
внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, разработана на основе авторской программы И. В. Шалагиной, Н. С.
Касель; науч. рук. А.П.Мишина - М.: Планета (Учение с увлечением).
Дополнительное образование по изучению русского языка способствует
углублению и систематизации знаний учащихся, развитию их дарований,
совершенствованию речи, расширяет кругозор. Дополнительная общеразвивающая
программа для детей «Русский язык с увлечением» предполагает изучение таких
вопросов, которые не входят в школьный курс русского языка основной школы.
Цель программы «Русский язык с увлечением»: создание условий для осознания
учащимися степени своего интереса к предмету, оценки возможности овладения
им, повышения лингвистической культуры, выходящей за рамки школьной
программы, способствующей мотивации дальнейшего филологического
образования.
Цель данного курса – углубление и расширение знаний по русскому языку,
развитие
активного
самостоятельного
творческого
мышления,
речи,
эмоционального мира ребенка на основе знаний об окружающем мире.
В процессе реализации программы решаются следующие задачи:
Образовательные:
- способствовать расширению знаний по русскому языку на уровне, расширяющем
рамки школьной программы;
- сформировать умение оценивания собственных знаний;
- сформировать и отработать навыки исследовательской деятельности учащихся на
содержательном теоретическом материале и специально подобранных
практических упражнениях;
- научить применять полученные знания при анализе различных текстов, создании
собственных речевых произведений (устных и письменных).
- выполнять упражнения, требующие повышенного внимания, нестандартного
мышления и творческого подхода.
Развивающие:
- развитие логического мышления учащихся;
- развитие лингвистической культуры;
- развитие внимательности, самостоятельности, творческого подхода при
выполнении упражнений.
Воспитательные:
- развитие у учащихся интереса к русскому языку, чему призваны способствовать
любопытные истории из жизни слов, загадочные факты родного языка, словесные
игры и шутки, которые остаются за пределами школьного изучения русского
языка.
Задачи курса:
формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
воспитание любви к великому русскому языку, развитие у обучающихся
интереса к русскому языку как учебному предмету и совершенствование
общего языкового развития младших школьников;
развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе,
взаимодействовать, доводить начатое до конца;
работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои
действия;
формирование у младших школьников письменных речевых умений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Данный курс направлен на формирование ведущих компетенций личности
учащихся начальных классов:
коммуникативная – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
информационная – умение работать со всеми видами информации;
автономизационная – умение саморазвития;
социальная – умение жить и работать с другими людьми
В результате освоения программы
Обучающиеся научатся:
работать с текстом, находить и выделять необходимую информацию;
разгадывать ребусы;
составлять рассказ с опорой на план;
работать с фразеологическими оборотами;
объяснять смысл пословиц.
Обучающиеся получат возможность научиться:
составлять план текста;
работать с пословицами и поговорками;
писать изложения с опорой на план;
писать сочинения разных видов.
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В области познавательных учебных действий обучающиеся научатся:
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации (составление плана и последовательности
действий);
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения
заданий повышенной сложности с использованием справочной литературы
(словарей, справочников, энциклопедий);
анализировать объекты с целью выделения в них существенных признаков;
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях.
В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации (составление плана и последовательности
действий);
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат
возможность научиться;
понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос;
обращаться к тексту для подтверждения своего ответа.
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом,
осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями
и мотивированно присоединяться к одной из них.
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат
возможность научиться;
понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос;
обращаться к тексту для подтверждения своего ответа.
Содержание курса
№
п/п
Тема
Количество
№
часов
занятия
1
Речь. Средства выразительности
устной речи.
1
1
2
Культура общения. Соблюдение
речевого этикета.
1
2
3
Слово. Его значение.
1
3
4
Узнавание слова по толкованию
его лексического значения.
1
4
5
Антонимы. Подбор антонимов к
слову. Нахождение в тексте.
1
5
6
Синонимы. Подбор синонимов к
слову. Нахождение в тексте.
1
6
7
Омонимы.
1
7
8
Употребление синонимов,
антонимов, омонимов в речи
1
8
9
Образные слова и выражения.
Загадки.
1
9
10 Фразеологизмы.
Фразеологические обороты.
1
10
11 Крылатые слова и выражения.
1
11
12 Устаревшие и современные слова.
1
12
13 Этимология: происхождение слов.
1
13
14 Предложение. Виды
предложений.
1
14
15 Открытия эрудитов. Олимпиада.
1
15
16 Члены предложения
1
16
17 Связь слов в словосочетании,
предложении.
1
17
18 Выделение признаков связного
текста.
1
18
19 Составление предложений из
слов. Объединение их в связный
текст.
1
19
Примечания
Среди
учащихся
одного класса.
20 Стили речи: разговорный и
книжный.
1
20
21 Разговорный стиль. Диалог.
1
21
22 Диалог и монолог.
1
22
23 Художественный стиль. Общее
понятие.
1
23
24 Краткое изложение текста по
плану и опорным словам на
основе зрительного восприятия.
1
24
25 Изобразительно-выразительные
средства языка. Эпитет.
1
25
26 Изобразительно-выразительные
средства языка. Метафора.
Сравнение.
1
26
27 Изобразительно-выразительные
средства языка. Олицетворение.
1
27
28 Научный стиль речи. Научные
слова.
1
28
29 Правописание падежных
окончаний существительных.
1
29
30 Изложение-повествование текста
по обобщённым вопросам и
опорным словам на основе
слухового восприятия.
1
30
31 Правописание предлогов и
приставок.
1
31
32 Изложение-описание по
- коллективно составленному плану
33 и опорным словам.
2
32 – 33
34 Открытия эрудитов. Олимпиада.
1
34
Среди
учащихся
одного класса.